20 июня музей «Чудесная вышивка — Паха тере» посетили ученые: Тафаев Геннадий Ильич - доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования Чувашской Республики, директор Поволжского историко-культурного фонда "Волжская Болгария", руководитель Центра исследований волжско-болгарской цивилизации, ответственный исполнитель Международной научной программы "Болгарская цивилизация" и Антонио Николайчев, Президент «Uventcompany», приехавший из Болгарии. Ученые вместе работают над изучением Болгаро-чувашской цивилизации.
В ходе посещения музея Антонио и Геннадий Тафаев обратили внимание на схожесть узоров вышивки чувашской и болгарской. Это геометрические узоры, белое или кремовое полотно, использование шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных ниток красно-коричневых оттенков. Приглушенный красный хорошо сочетается с черным, темно-синим, иногда с зеленым, оранжевым или желтым цветом. Конечно, есть и различия. Чувашская вышивка отличается самым большим разнообразием технических приемов, узоров и цветовой гаммы. Хотя из геометрических явно нравится ромб. Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли 25 видов швов. Вышивка по композиции, мотивам, технике исполнения, цветовой гамме различается по трем этнографическим группам.
Заместитель директора Маргарита Павлова провела экскурсию по музею, особо остановившись на высказываниях о чувашской вышивке:
"В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями Волжского края", - писал И. Н. Смирнов (1890—1907).
Чувашки мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой» (А.А.Фукс).
"Это было старинное искусство – подбирать и располагать нити цветного шелка. Некоторые вышивки поражали высоким и подлинным чувством цвета. Вы смотрите на эти вышивки – и вами овладевают восторг и благодарность к народу за смелость и тонкость, с каким он подобрал трудные цвета. На некоторых старинных вышивках я наблюдал ту предельную точность рисунка, какую можно видеть на картинках великих итальянцев и какая создает особую тонкую величественность целого. Вспомните вырисованность каждого кудрявого волоска на голове младенца неподражаемой «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи." (В. Козин. Древние узоры Из кн.: «Русские писатели о чувашах». Чебоксары, 1946).
«...Висели узорчатые полотенца, расшитые сурпаны и разные другие принадлежности чувашского народа, все до такой степени бело и чисто, что любую из вещей не погнушалась бы положить на свой туалет наша щепетильная модная барышня". (Из журнала «Иллюстрированная неделя», 1873).